Новость о том, что Zara уходит с российского рынка, потрясла немногих. Слишком много было уходов западных компаний за несколько дней марта 2022 года. Но для нашей российской отрасли это очень серьезный игрок и не заметить это очень сложно. Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius - это мировые известные бренды с 500 торговыми точками по всей России. Свое экспертное мнение по этому поводу выразил известный российский эксперт в легкой промышленности и цифровой печати Максимов Максим, руководитель направления цифровой печати по текстилю Konica Minolta Business Solutions Russia.
Не смог удержаться - живая тема)
С поправкой на то, что это исключительно мое мнение:
Для нормальной работы Легпрома нужна трезвая оценка относительно того, какая именно продукция импортировалась в Россию. На протяжении нескольких лет статистика показывает, что российский рынок крупнейший по потреблению в Европе, причем существенно крупнейший. На втором месте была Польша, которая как хаб стягивала к себе всю продукцию из Узбекистана, Белоруссии, Украины, Турции, Китая, кастомизировала (в том числе печатью), клеила бирки "Сделано в EU" и перепродовала, в т.ч. в Россию. И вот сейчас кто-то удивляется, что у Inditex была такая доля в России!?)
До недавнего времени, весь российский легпром (в натуралке и ее заменителях), состоял из футера и кулирки производимых турецкими компаниями в Ивановской области (и за это им большое спасибо) и постельным бельём очень низкого качества производимого также в Ивановской области (крупнейшие импортёры хлопка, делали незамысловатые полотна, для незамысловатой продукции, без оглядки на сезонность, тренды, сложности кроя и пошива, фурнитуру и т.д), а в это время своей жизнью жил рынок одежды, так называемый рынок fashion.
Может быть в текущей ситуации что-то хорошее. Конечно, да! Происходит глобальный экономический и технологический передел, на протяжении нескольких лет. Основной плюс в текущей ситуации, в том, что в России вообще нет Легпрома, а то технологическое состояние в котором он находится менять можно без раздумий и сожалений.
Для полноценных изменений, нужно сначала переориентировать производство на выпуск полотна, реально необходимого производителю (печатникам и швейникам) и потребителю - саржа, твил, нормальный сатин, нужны материалы из вискозы, лиоцела, льна, полиамида, шерсти и шелка, для нормальной одежды, аксессуаров, домашнего текстиля (посмотрите какой процент людей покупает постельное белье из синтетики, ужас!).
И бессмысленно говорить, что у нас нет своего сырья! - У Италии его тоже не было, и у Японии нет, и у Турции основная доля импорт, и у Германии, все игроки производящие продукт с высокой добавленной стоимостью не сидят на своем сырье (они сидят на узбекском хлопке и российском газе).
Во вторых должны быть якорные предприятия с якорными управленцами (защищёнными от самодуров-акционеров или собственников), которые обеспечат создание индустриальных отделочных процессов, закупят под это действительно необходимое оборудование (нормальные сшм, промывные линии, газоопальное оборудование, линии шлихтования, мерсеризации и многое другое).
После этого появятся и желающие инвестировать в промышленную печать (и не только в натуралке), и появятся отделочные микрофабрики, раскройные, швейные, вокруг этих якорей. И оборудование можно будет выбирать качественное для работы на экспорт, как оборудование установленное в Китае, Турции, Индонезии, а не то барахло, которое завозят сюда. Логика китайцев при покупке технологичного оборудования: берём высокотехнологичное, известных производителей, да дорогое, но издержки минимальные, брака нет, качество экспортное; логика приобретения оборудования в России: берём дешёвое китайское, попробуем конкурировать с Китаем и Турцией (позже удивление: почему нет заказчиков). Таким образом изначально отрезается возможность работы на экспорт, но и на внутреннем рынке приходиться бороться против компаний с высокими технологиями, противопоставляя им низкое качество и высокие издержки. Когда говорят, что России перекроют доступ к высоким технологиям, так их здесь никогда и не было, в Россию всегда шло оборудование предназначенное для "стран третьего мира" и происходило так не потому что не отгружали, - нет, никто не брал!)
Если появится профессиональная разносегментная индустриальная среда (и вообще появиться сегмент среднеиндустриальный), будет развиваться и e-commerce, и Швейка с историей, брендовые и дизайн-агентства, и ритейл и многое другое. Кто это должен сделать, наверное минимум необходимо участие государства и адекватность крупных игроков рынка.